Обсуждение по предлагаемым авторской программой моделям оценивания

Свои разработанные модели оценивания предлагают и выносят на обсуждение некоторые учителя образовательного комплекса. Что мы думаем по этому довольно сложному и неоднозначному вопросу? Что ставим в основу оценивания? Как часто должен оцениваться учащийся? Что дает ему отметка?

Акопян Жанна:

Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Однозначно, что оценивается результат деятельности ученика. Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирмирование у ученика умения самому оценивать свои знания и умения, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Поэтому учебной год я начинаю с того, что говорю, на что я обращаю внимание при оценивании, из каких составляющих складывается моя итоговая оценка. Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения( оценка за определенный учебный этап выводится из месячных оценок за проделанную работу на уроке, в блоге, по проекту).  Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни ( в том числе и общественно-полезный труд, социальные мероприятия, его участие в экскурсиях и др,) должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения.

Мне близка модель оценивания, предложенная Мовсисян Нуне

Согласно разработанному и предложенному в образовательном комплексе “ Мхитар Себастаци” порядку оценивания, обучающийся оценивается не по тому, что фиксируется механической памятью, а по выполняемой им учебной деятельности.

Оценивание учебной деятельности проводится по 10-ти балльной системе на основании блога учащегося, участия на уроке, исследовательской  и творческой работы, работы в проектах, работ по написанию статей для школьного сайта, школьных мероприятиях и флешмобе по русскому языку.

Инструменты оценивания:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Общее образование, 4-6 баллов

Минимальная обязательная часть практической грамматики, литературного чтения — выполнение грамматических упражнений и заданий на основе прочитанного текста, изученной информации.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Авторская образовательная программа, 7-8 баллов

Помимо выполнения минимально необходимой части практической грамматики и литературного чтения,  необходимо выполнение работы по анализу текста и дальнейшей творческой, исследовательской, проектной работ, а именно:

  • Участие в проектах
  • создание контента для школьного сайта, новостей,  систематическое ведение блога
  • Перевод из иноязычных СМИ
  • создание аудио, видео
  • произвольное чтение, анализ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Самообразование, 9-10 баллов

Предусматривает:

  • Эффективное участие в проектных работах, управление проектом
  • Эффективное ведение блога. Креативное ведение блога.
  •  исследовательская работа

При подобном подходе оценивание стимулирует на создание чего-то большего, создаются условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Таким образом, в предложенной модели оценивания Мовсисян Нуне выделяется мотивирующее оценивание, имеющее своей целью формировать и усиливать внутреннюю мотивацию обучающихся к изучению предмета, к освоению различных форм и навыков учебной деятельности, и контролирующее оценивание, имеющее своей целью определение объективного уровня освоения материала предмета и развития метапредметных компетенций.

Акопян Ани:

Оценивание в младших классах (1-3 классы) в нашем образовательном комплексе происходит с помощью онлайн дневников, в которых классный руководитель делает заметки по-поводу успеваемости учащихся. То есть балловые оценки в этих классах не ставятся. По-моему личному опыту этот метод рабочий и с его помощью школа и учителя не травмируют чувства ребёнка и его желание учится с таких ранних лет. В этих классах дети ходят в школу именно чтобы учится. Желание учится и мотивация присутствует и легко проявляется почти у всех учащихся. То есть если цель бального оценивания именно мотивировать ребёнка лучше учится, чтобы получить высокий балл, то в этих классах у нас такой проблемы нет. А чтобы поощрять учащихся есть другие пути и инструменты. Например в моих классах все те, кто лучше работал в течении недели попадают в общее видео, которое в конце недели можно будет найти в моем личном блоге.

Аветисян Ани обращается к модели оценивания учащихся инклюзивного обучения и говорит о том, что мы в конце месяца, учебного периода должны суметь оценить не только успеваемость ученика с инклюзией по определенному уроку, предмету, его всевозможные маленькие и большие победы… но и нас самих оценить за то, как мы учителя сумели подойти к вопросу, сумели или не смогли решить задачу, поставленную перед нами.

» На мой взгляд, ученики, которые обучаются по особым образовательным критериям должны быть вне определенных установленных рамок и критериев оценивания. Совершенно ясно, что ученик с особенностями в обучении, начиная с начальной школы, имеет разные возможности и потребности, движется со своей индивидуальной скоростью по своей траектории.  Даже в процессе изучения родного языка и предметов, которые преподаются на родном языке, скорость развития и движения вперед может оказаться невелика, что уж тогда говорить об изучении иностранных языков и оценивания результатов с точки зрения определенной установленной шкалы.»,- пишет Ани.

Далее Аветисян Ани конкретно предлагает после каждого учебного периода фиксировать в табеле роста образовательные достижения учеников с инклюзией. Помимо записей в табеле роста я бы также предложила альтернативые способы оценивания, которые бы могли выражаться не только в баллах, но и в поощряющих бонусах (бесплатная поездка в музей, билет в театр),  интересных наклейках и прочих воодушевляющих на образовательный рост критериях оценивания.

Калантарян Мариам:

Вопрос о том нужны ли оценки и правильно вообще оценивать в  детей обсуждается давно. Многим родителям и детям было бы проще, если бы оценок не было вообще. В нашем комплексе  действует 10- балльная система оценивания. Безотметочное обучение обязательно предусмотрено только   с 1-3 кл . Хочу отметить, что и для успешных детей в школе, и для тех, кто плохо успевает оценка может стать травмирующим фактором. Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности учащегося.

Преподавателю следует помнить, что

Оценивание результатов освоения образовательной программы я провожу по следующим  критериям.

  • Стандартизированные устные и письменные работы.
  • Проекты.
  • Практические работы.
  • Творческие работы.
  • Флешмобы.
  • Словесная оценка.

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда учащегося. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Разнообразие форм оценивания обучающихся в образовательном процессе позволяет максимально объективно оценивать результаты деятельности учащихся.

Деятельность преподавателя при оценивании должна быть выстроена таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочный процесс самостоятельно, приобретая навыки и оценки, и самооценки. При выполнении работ повышенной сложности необходимо помнить про принцип добровольности.

Акопян Жанна :

«одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у учащихся умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида...» ( Калантарян Мариам)

Вот именно этого нам добиться пока не удается. Ученик не может соотнести преподнесенный им материал( работа по проекту, любое другое выполненное задание) с оценкой, не может аргументировать, почему именно он получает не тот балл, который ожидал получить, в чем заключены недочеты. Еще надо обратить внимание на тот факт, что понятия «оценка» и «отметка», это различие, ясное для учителей, совершенно стирается в сознании учащихся : «отметка»и «оценка» для них- одно и то же.

Франгян Анна:

Модели оценивания, предлагаемые в образовательном комплексе разнообразны, использование любой из них в своей деятельности должна предполагать индивидуальный подход в каждом конкретном случае.  К учебному процессу могут присоединиться на всех этапах учащиеся из разных стран, школ, где применение и преподавание языка, в данном случае русского, отсутствовал. И вгонять этих ребят в общие рамки и оценивать их по общим стандартам просто не допустимо. Данных учеников я оцениваю за старания, за рвение, за желание к знаниям. Если для некоторых отметки 6-7 являются сигналом опасности, для этих ребят могут послужить стимулом и носить поощрительный характер.

На своих уроках я стараюсь больше поддерживать устную связь с учениками, быть в постоянном словесном контакте, развивать их слух и речь. Оценивать ребят только по работам в блогах, по флешмобам считаю неоднозначным, поскольку многие проекты, в том числе и флешмобы, предполагают семейное участие в них и понять долю участия именно ребенка в процессе не всегда получается. С данной проблемой я столкнулась и на дистанционном обучении, когда всех учеником можно было отнести к разряду отличников.

Я много раз предлагала раздельное изучение языка в маленьких группах по уровням владения языка и не считаю, что это могло как-то ущемить права одних или вознести других. Наоборот, доступность и восприятие материала и сам процесс оценивания уже не имели бы сравнительного и травмирующего эффекта. Таким образом можно было бы достичь максимального участия ребенка на уроке, избежать лишних травм из-за плохого произношения или неправильного ответа. Мы должны воспитывать в детях любовь и понимание языка, научить их думать, выражаться и не бояться ошибиться.

Оценивание деятельности ребят в 5-ом классе я провожу на основании комплекса следующих компонентов:

  • активность на устных обсуждениях на занятиях,
  • грамотная речь и письмо,
  • умение творчески мыслить и выражаться на языке,
  • участие в текущих и семейных проектах в произвольной форме,
  • ведение блога, фото и видео материалы с описанием.

Однако, считаю, что в каждом конкретном ребенке потенциал на выполнение всех вышеизложенных требований может варьировать (в большую или меньшую сторону), поэтому очень часто некоторые аспекты я могу спокойно опустить при проведении итоговой оценки данного ребенка.

Кристина Левонян:

Прежде чем переходить к вопросу о том, как оценивать учащихся, задамся вопросом о том, кому нужны оценки – детям или родителям?

В образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» мы заполняем характеристики учащихся с 1 по 3 класс, а первую отметку в виде балла ребята и их родители видят только по окончании первого полугодия в четвёртом классе.

«Я была в шоке, когда узнала, что мой сын отличник», – такое высказывание я услышала от родительницы четвероклассника на собрании. Получается, три с половиной года не было никаких оценок, только словесные описания, а тут внезапно появились баллы, к счастью, хорошие. В данном конкретном случае родительница пережила приятное удивление, но как быть тем, кто неожиданно осознал, что их дети далеко не отличники или даже не хорошисты?

Нужны ли оценки детям? Для одних это стресс, для других – сомнительная причина для хвастовства, для третьих – повод для травли. Если ребёнок учится в школе, он не может не замечать, насколько он опережает или отстаёт от своих одноклассников. Родители же заметят это, только если будут присутствовать на уроке или наблюдать за попытками выполнения дополнительного задания дома. Ребёнок справляется – отлично, не справляется – есть проблемы, стоит задуматься, поговорить, найти причину. Но далеко не все родители обладают достаточным количеством времени для анализа уровня знаний своих детей, да и зачем, если по сути это входит в обязанности учителя. Но учитель только заполняет характеристику или выставляет балл раз в полгода, шокируя при этом родителей.

На мой взгляд, выставление промежуточных оценок (особенно в младших классах) больше нужно родителям, для того чтобы они держали руку на пульсе и в случае чего быстро сориентировались, ведь фундамент знаний закладывается в начальной школе, и если пропустить момент, будет трудно наверстать всё это в будущем.

Поскольку в нашем образовательном комплексе отсутствует возможность выставления промежуточных оценок, остаётся лишь один инструмент воздействия – письма родителям. Осталось только, чтобы они дошли до адресата, а не были бы «случайно» удалены по дороге.

Как оценивать учащихся?

Я ознакомилась с моделями оценивания учащихся, и хочется остановиться на предложении Юры Ганджаляна проводить экзамен на владение иностранным языком в соответствии с общепринятым евростандартом, то есть по уровням от A1 до C2.

Выставление баллов в зависимости от участия в флешмобах и проектах считаю нецелесообразным, ведь данная деятельность предлагается на выбор учащегося. А если за это будут сниматься баллы, то выбор будет ставиться не в вопросе участия-неучастия, а в вопросе быть отличником или не быть им.

Оценивать учащихся не по тому, что они знают, а по тому, что они делают? Получается, учащийся с отличным владением языком, но с нежеланием принимать участие в проектах получит оценку ниже, а тот, кто дома (не исключено, что с посторонней помощью) выполнит проектное задание или заполнит флешмоб – выше? Нечестно. И в то же время нечестно, когда два ученика хорошо владеют языком, но один из них ленится и не выполняет задания, а второй активно принимает участие во всех проектах, а в итоге они получают один и тот же балл.

И снова возвращаемся к вопросу о том, кому нужны оценки и нужны ли они вообще? С одной стороны, они мотивируют слабых учеников больше работать над собой, а с другой стороны, становятся причиной состояния постоянного беспокойства вплоть до невроза: зубрёжка с целью получить отличный балл и порадовать родителей, в то время как в голове не остаётся практически никаких знаний.

На мой взгляд, знания важнее, чем отметка. Но если нужно выбирать, то я однозначно за экзамен для определения уровня владения языком. Пусть каждый учащийся знает, на каком он уровне – А1 или C2. По окончании школы ребята хотя бы будут знать, какой уровень владения русским языком указывать в своих резюме.

Казарян Диана:

Преподаватели образовательного комплекса «Мхитар Себастаци» делятся своим опытом и разработанными моделями оценивания.

Все предложенные модели очень интересны, но исходя их собственного опыта преподавания и специфики преподаваемого предмета, мне интереснее модель, предложенная Юрой Ганджалян.

Часто, даже при учете всех совокупностей инструментов(блог, проектная работа, работа в классе, дополнительные работы), на основе которых выносится оценка не объективны.

Различные факторы могут создать неправильное представление о знаниях, навыках и умениях:

  • знаю, но мне лень, не хочу
  • не знаю, зато помогут
  • семья, знающая, говорящая на изучаемом языке
  • семья, где никто кроме обучающегося не владеет изучаемым языком

Данная модель поможет наиболее объективно оценить знания обучающегося, послужит стимулом к наиболее активной работе.

Симонян Элина:

В образовательном комплексе “Мхитар Себастаци” оценивание по 10 – ти балльной системе осуществляется, начиная с 4 – го класса. До 4 – го класса преподаватель оценивает учащихся с помощью специальной таблицы, где отмечается успеваемость учеников /умеет ли он выполнять задание, где затрудняется/.  

Можно выделить несколько основных постулатов оценивания:

  • Должны использоваться разнообразные приемы для оценивания учащихся
  • Должна осуществляться текущая оценка в течение всего года
  • В конце года учитель должен осмысленно обобщить результаты разных типов оценки учащихся и отразить их в десятибалльной системе

В образовательном комплексе оценивается:

  • Участие в школьных проектах
  • Самостоятельные исследовательские проекты, переводческие проекты и т. д.
  • Ведение блога

Параметры оценки:       

10, 9 баллов

Ставится за точное выполнение задания, у учащегося не возникает проблем в понимании вопросов. Он способен вести беседу в првильной и интересной форме, использовать фактическую информацию, комментировать; владеет техникой ведения беседы. Речь выразительна и понятна; предложения оформлены интонационно правильно. Учащийся правильно употребляет необходимые лексико – грамматические конструкции.

8, 7 баллов

Ставится за работу, в которой решена поставленная коммуникативная задача, использованы различные языковые средства выражения мысли. Допущено небольшое количество ошибок. Учащийся свободно ведет беседу, излагает факты, выражает свое мнение.  

6, 5, 4 баллов

Ставится за частичное и неточное выполнение поставленной коммуникативной задачи. Допущено большее количество ошибок, наблюдается небрежность. У учеников возникают проблемы в понимании вопросов. Наблюдается значительное влияние родного языка. Ошибки затрудняют беседу.

3 – 1 баллов

Ставится за работу, в которой не решены коммуникативные задачи и допущены грубые ошибки. Учащийся легко сбивается, не может ответить на простые вопросы. Ответы состоят из очень коротких предложений.

Нужно отметить, что оценка является стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности.

Акопян Жанна:

Мне также было интересно прочитать об оценивании по модели, которую предлагает Нерсисян Кнарик. По-моему, это огромная работа, которая охватывает все стороны учебной жизни себастийца. Работа огромна для учителя, руководителя класса: столько описать, зафиксировать, снять, представить!!!!!! И все это за 4 учебных периода! Причем фиксируются результаты по индивидуальному участию в проектах, определенных календарем, флешмобах, предметных проектах, фестивалях , учебных поездках, круглых столах . Ученик подводит итоги участия в блоге в соответствующем разделе. Это, безусловно, научит его относиться к своему учебному процессу со всей ответственностью и серьезностью.

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы