Авторский компонент в программах по русскому языку в образовательном комплексе

Учебный комплекс “ Мхитар Себастаци”  обеспечивает образование по авторским программам, альтернативное по содержанию и организационным формам работы с учащимися, альтернативное  также по методам работы, где на первый план выносится идея саморазвивающейся личности. В поисках новых источников и возможностей альтернативное образование  в комплексе “Мхитар Себастаци” указывает на новые векторы развития образовательной системы в целом.

Авторское обучение в комплексе “ Мхитар Себастаци” отличается по организации образовательного процесса, педагогическим подходам и технологиям.

Альтернативное образование является индивидуально ориентированным, ориентированном на активность самих участников процесса, более мобильным и инициативным. В центре внимания находится индивидуализация обучения, преподавание опирается на личную самостоятельность ребенка, при котором развивается у ребенка мотивация к творчеству. Главным методом приобретения знаний являетсяе исследовательский метод, обучение осуществляется путем опыта и свободы выбора. Перенос акцента в образовании на самостоятельную, осознанную, свободную, целесообразную деятельность детей.

 Принципы, на которых строится авторская программа по русскому языку

Авторская программа базируется на принципах, что:

— организация обучения должна исходить из потребностей самого ребенка, уважительного отношения к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей и способностей;

— во главе угла стоит  индивидуализация обучения;

— преподавание опирается на личную самостоятельность ребенка;

— обязательные занятия сочетаются с предметами по выбору в соответствии с интересами и склонностями учащегося,  с тем, чтобы развивать у ребенка мотивацию к изобретательности и творчеству;

— главным методом приобретения знаний является исследовательский метод;

— перенос акцента в обучении на самостоятельную, осознанную, свободную, целесообразную деятельность детей;

— воспитание и развитие учащегося  осуществляется путем опыта и свободы выбора.

Учебная среда

Физическая учебная среда.

Светлая, просторная, прозрачная, удобная учебная среда с круглосуточным беспроводным интернетом, внутренней сетью. Все территории школы: школьные дворы, открытые учебные площадки, учебная ферма, читальные залы, технологические лаборатории и мастерские стали привлекательной учебной средой, где свободно можно проводить учебное занятие по любому предмету. Учебной средой также являются театральный, музыкальный, Мраморный залы,  мансарды в школах, преобразованные в учебные лаборатории, где ученик имеет возможность посмотреть фильмы и театральные представления, провести обсуждения. 

Учебная среда вне стен школы.

В качестве альтернативы как учебную среду в процессе обучения авторская программа комплекса “ Мхитар Себастаци” рассматривает и очаги культуры, историко-архитектурные памятники, ботанические и зоологические сады и парки, улицы, производственные объекты, парнерские школы, в рамках программы “ Образовательные мосты” – все, что влияет на развитие творческих способностей учащихся.

Учебная медиасреда 

Школьный сайт mskh.am , ресурсы электронной библиотеки mskh, электронные педагогические и юношеские периодические издания, педагогический журнал

“Дпир”, персональные блоги учителей, учеников, различные образовательные сайты, Youtube, ресурсы мировых электронных библиотек, учебные TV и радио – все это является в комплексе “ Мхитар Себастаци”  образовательной платформой.

Особенность Mskh.am в том, что материал в нем учебный: материал создается и представляется учителями  и учениками. В сегодняшнем медиамногообразии сложно найти какое-то учебное пространство, где будет собрано такое количество отрывков работ, мыслей, исследований практикующих преподавателей и учащихся. Материалы  Mskh.am не научно-исследовательские работы,  это развивающиеся педагогические эскизы, фрагменты, учебные материалы, созданные учащимися. На подсайтах школ образовательного комплекса публикуют статьи на свободные темы преподаватели и учащиеся. Темы выбирают они сами: преподаватели, учащиеся, проектная группа. Материал о каждодневной работе в виде представления и объявления.Материалы, созданные на уроках русского языка отражены на русской страничке сайта.

Помимо официального сайта комплекса mskh.am все наши школы имеют свои подсайты, где в отдельных разделах собраны страницы педагогов данной школы и ее воспитанников, для которых ведение личного блога- обязательное условие обучения и преподавания. Обучение посредством блога в учебном комплексе «Мхитар Себастаци» является значимой частью авторской программы. Использование блогов в учебном процессе обеспечивает удобную медиаплатформу для самовыражения.

Записи и публикации в блоге, его дизайн, размещение публикаций прямо отражают, насколько блогер владеет медианавыками. Блог- это единая для учащегося образовательная платформа, которая заменяет учебники, словари, тетради, ручки- все, чем пользуется ученик традиционной школы.

Формы альтернативного образования в комплексе “ Мхитар Себастаци”

Очная форма обучения

Суть педагогики в образовательном комплексе “ Мхитар Себастаци”заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Учителя наставляют учащегося, дают советы, направляют работу в нужное русло. Дети учатся в своём темпе, в доброжелательной и комфортной обстановке занимаются в соответствии со своими интересами и предпочтениями. Обучение строится на осознании того, что каждый ученик в чем-либо уникален.

Дистанционная форма обучения

Дистанционное обучение — один из видов реализации образовательной программы, в рамках  которого связь между учеником и учителем осуществляется на основе использования информационных технологий. Необходимым условием для осуществления дистанционного обучения становится обязательное наличие мультимедийных  средств, электронных адресов,учебного блога как пространства осуществления обучения.

Дистанционное образование осуществляется в том числе для тех учащихся, которые по определенным обстоятельствам на данном этапе проживают в другой стране. Используются такие формы занятий, как практическая работа, работа над проектом, обсуждение. При этом учебная деятельность рассматривается как совместная деятельность ученика и учителя, в результате которой удовлетворяются  познавательные, поисковые и исследовательские потребности обучающегося. Учитель предоставляет ученику дистанционного обучения необходимый учебный материал, литературу, составляет задания, проверяет их, анализирует, оценивает. Ученик выполняет задания в соответствии с указанным сроком, используя для этого определенное пространство виртуальной среды.

Дистанционное образование выдвигает на первый план следующие принципы:

  •  личностная направленность обучения, основанная на взаимодействии с учащимся как с субъектом, планирующим собственный процесс;
  • эффективность обучения, обусловленная применением информационных технологий, дающих возможность повысить качество знаний, навыков и умений;
  • ориентация учащегося на самостоятельный поиск информации, творческое ее осмысление, самостоятельные действия в изменяющихся условиях.

Рекомендуемые медиаинструменты  для дистанционного обучения

  • Microsoft Teams
  • Zoom
  • Google Classroom
  • Google Docs
  • Google Forms
Семейное образование

Семейная форма обучения — это форма получения образования, при которой школьная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок изучает всё дома, сам и с помощью учителя с использованием медиапространства и блоговедения. При таком обучении в образовательный процесс вовлечены все его субъекты: учителя, организаторы, учащиеся и их родители. Результатом такой деятельности могут быть созданы совместные учебные продукты, в создании которых каждый из перечисленных участников обучения вносит свою лепту.

Необходимые инструменты образования.

Для осуществления учебной программы учащийся должен иметь необходимые цифровые средства обучения: ноутбук или нетбук, хороший планшет, фотоаппарат, диктофон, мобильный телефон с функциями диктофона и фотоаппарата.

На уроках широко используются мультимедийные образовательные программы,электронные пособия, учебные материалы , а также образовательные интернет-ресурсы, т.е. процесс обучения русскому языку организуется в медиаусловиях. Конечным продуктом учебной деятельности могут быть статьи для школьного  сайта или школьных электронных изданий, радиовести,  репортажи, аудиозаписи, небольшие фильмы или ролики, презентации, проекты.

Содержание обучения русскому языку в младшей  школе

В образовательном комплексе » Мхитар Себастаци» русский язык проходят, начиная с 5-ти лет в дошкольных группах . В этих группах и в 1-м классе русский язык проходят на уровне устной речи, а сам процесс обучения носит игровой характер. На этом этапе важно расширить словарный запас, научить воспринимать на слух, запоминать, узнавать и понимать слова и словосочетания, небольшие предложения и тексты. На данном этапе основной задачей является формирование у детей навыков аудирования и говорения. Обучение  русскому языку строится на игровой и общественно-полезной трудовой деятельности, где каждое действие ребенка, становясь инструментом познания, превращается в способ постижения языка. Результатом обучения при этом становится сформированность навыков мышления, которые и приводят к самообучению. При такой системе обучения целями образовательного процесса становится овладение творческими навыками и обогащение опыта, когда знания как таковые сочетаются со знаниями, приобретенными на практике в результате той или иной деятельности.

Учащиеся младшей школы комплекса каждый день проводят часть своего учебного времени на свежем воздухе, осуществляя тот или иной компонент образовательной деятельности: общественно-полезной, спортивно-оздоровительной, этнографической, игровой. Именно осуществляя эти виды деятельности, они изучают иностранный язык, т.е. учатся языку посредством ежедневных взаимодействий с окружающими их людьми и миром, эмоциональных связей и эмоционального опыта. Учащиеся изучают язык и тогда, когда мы ездим вместе на экскурсии, в лагеря,осуществляем городские прогулки, окружаем их языком со всех сторон, буквально сопровождая каждый их шаг. Благодаря
этим ежедневным многократно повторяющимся взаимодействиям, учащиеся усваивают языковые шаблоны, которые впоследствии уже применяют самостоятельно, всё дальше и дальше продвигаясь в языке. Другими словами, ребёнок осваивает иностранные
языки тогда, когда регулярно получает эмоциональный, богатый, интересный, яркий и активный языковой опыт , который естественным образом интегрирован в его повседневную жизнь. Познаём мир на русском языке и изучаем язык в процессе этого познания! 

Содержание обучения русскому языку в средней и старшей  школе

Содержание обучения русского языка   строится исходя из того, что основной целью изучения русского языка как иностранного является его усвоение как инструмента общения и выражения своих мыслей,т.е. программа имеет практическую направленность. В основе построения содержания предмета “русский язык” в средней школе лежит идея о том, что истинная школа не только дает знания, а также заботится о развитии у детей умения наблюдать, мыслить и делать выводы, а также развивать навыки самообразования. 

Формы, виды и методы организации учебной деятельности на уроках РКИ:

В контексте авторских программ, которые реализуются в образовательном комплексе, каждый преподаватель лично определяет содержание учебных  материалов и уроков. Конечно, существует тот базис , от которого необходимо отталкиваться. Предметная программа определяется преподавателем-автором: какие художественные произведения включить, какие темы обойти, какие сделать приоритетными, в каком формате проводить урок, какими платформами для обучения пользоваться. Все это дает невероятную свободу, но вместе с тем и ответственность преподавателя. Сложившаяся ситуация дает процессу обучения некую гибкость: если какой-либо материал усваивается учащимися сложно, кажется скучным, устаревшим, то есть возможность альтернативы. Учебный процесс регулируется самими учащимися.

При решении конкретных коммуникативных задач  в преподавании русского языка как иностранного используются разные формы работы: индивидуальные ( для учеников с инклюзивной формой обучения, учеников, не изучавших русский язык, учеников с особыми образовательными потребностями), парные, групповые, коллективные.

Альтернативные виды учебной деятельности на уроках РКИ: 

  • обучение в игре
  • создание статей, радиорепортажей и телевыпусков для школьных сайтов
  • участие в проектах ( предметных, межпредметных, разновозрастных)
  • учебные экскурсии
  • участие предметных флешмобах и календарных днях
  • театрализованная деятельность (постановки, инсценировки, литературные вечера, проигрывание сказки)
  • лагерная деятельность

Учебная экскурсия

Одной из важных задач в преподавании русского языка как иностранного в образовательном комплексе  ,,Мхитар Себастаци” является развитие и поддержание интереса учащихся к изучению истории, музыки, искусства, кинематографии посредством обучающих экскурсий, которые практикуются не первый год в образовательном комплексе и являются важной составляющей авторской педагогики, реализуемой в комплексе. 

Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения. Обучение путешествием – это вид ежедневного, развивающего обучения, используемого жизнью и для жизни в образовательном комплексе. Образовательные поездки комплекса регламентируются учебным календарем образовательного комплекса, предметными программами, представляемыми учителями, индивидуальными учебными календарями учителей. Путешествия — одна из ключевых составляющих нашей проектной деятельности. В основе их лежит развитие и передача ряда важных навыков.

Экскурсия – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также дает возможность изучения различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях, вне класса. При проведении учебной экскурсии выделяются несколько обязательных этапов: подготовительный, основной и завершающий. Подготовительный этап подразумевает изучение лексики и чтение тексов по теме, по проекту. Основной (экскурсионный этап) состоит собственно из экскурсии. Завершающий этап — представляет собой занятие, позволяющее проверить прочность освоения материала, на котором в ученических блогах представляются и результаты проделанной учеником работы по проекту. 

 Экскурсионная деятельность в образовательном комплексе ,,Мхитар Себастаци” в процессе обучения РКИ направлена на формирование как коммуникативной компетенции, так и на ее составную часть – социокультурную. Она способствует расширению не только лексического запаса, страноведческого кругозора, развитию эрудиции, но и творческих способностей учащихся. Данный метод обучения учит проводить параллели различных явлений как в родном, так и изучаемом языке. Данный вид внешкольной деятельности поможет ученикам лучше осознать себя в качестве полноценной языковой и коммуникативно развитой личности.

Одной из форм обучения студентов колледжа образовательного комплекс » Мхитар Себастаци»русскому языку как иностранному у нас служат учебные экскурсии по историко-культурологической тематике. Особенностью таких экскурсий является то, что подготовкой к ним руководит преподаватель РКИ, а их проведение осуществляется самими учащимися. Эти экскурсии способствуют удовлетворению познавательных потребностей учащихся , а также повышают результативность учебной деятельности студентов, поскольку предполагает выполнение системы разнообразных заданий на основе изучения материалов, посвящённых историко-культурной ситуации в Армении в разные периоды её развития. Частным примером реализации такого подхода к организации учебной деятельности студентов служит опыт их сверстников при подготовке учебных экскурсий и их проведения .
Роль «гида» берут на себя сами учащиеся, которые сами предварительно на протяжении нескольких дней самостоятельно (но под руководством преподавателя) выполняют целую серию индивидуальных заданий, ориентированных преимущественно на работу с текстом, где представлена информация о какой-либо армянской достопримечательности. Экскурсии должны быть четко спланированы .

Составными элементами экскурсий являются:

  • тема экскурсии;
  • объект экскурсии;
  • время проведения;
  • оформление результатов.

Выбранная тема обусловливает время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков.

Лагерная деятельность

Учебные лагеря давно стали реальностью в  нашем образовательном комплексе.
С 2007-2008 годов зимние, летние учебные лагеря  были внесены в авторские образовательные программы комплекса “ Мхитар Себастаци”. С 2017-2018 учебного года в образовательном комплексе январские и июньские учебно-смотровые лагеря являются отдельными учебными периодами с их содержанием, распорядком работы, подведением итогов.

Продолжительность зимнего и летнего лагеря определяется учебным календарем образовательного комплекса “ Мхитар Себастаци”. В деятельности лагеря принимают участие все учащиеся и преподаватели. Во время подготовительных работ определяется график работы, отряды, руководители отрядов. Участники лагеря делятся на рабочие отряды. Обязательны следующие виды деятельности: спорт, музыка, национальные песни и танцы и т.д. Каждый участник должен принять участие в учебном походе. Отчет о проделанной работе учащиеся помещают на страницы своих блогов.

 Учителя  для данного периода составляют разножанровые проекты,включающие исследовательский, обучающий, познавательный, воспитательный компоненты. Сюда входят: театральные постановки, учебные походы, трёхдневный лагерь, совместные проекты с родителями, совместные проекты с другими отрядами, преподавателями, спортивные соревнования, песни и танцы, культурные и музыкальные проекты на русском языке.

Проекты, которые составляют учителя русского языка, осуществляются на русском языке, они могут быть страноведческими, экологическими и культороведческими. Все они направлены на развитие всех 4-х видов речевой деятельности. Во время такой работы активируется  и пополняется лексический запас, развивается кругозор и речемыслительная деятельность, учащиеся черпают знания не из готовых источников, а становятся  активными исследователями реальной жизни, всего, что их окружает. Лагерная деятельность, помимо проектов, включает в себя оздоровительный компонент, общественно-полезный труд, интеллектуальные игры и викторины, просмотр документальных и обучающих фильмов, этнографический компонент, походы и посещение культурных центров. Конечным результатом всего перечисленного становятся записи в ученических блогах и на сайтах школ на русском языке,  которые являются отражением лагерной деятельности.

Лагерная действительность комплекса  “ Мхитар Себастаци” захватывает и трехдневные путешествия по разным направлениям как на территории Армении, так и за ее пределами. Во время трехдневного лагеря ученик получает новые знания об окружающей среде, о своей стране, о своем крае, новых регионах, посещает природные, культурные, исторические памятники. Здесь идет обогащение культурологических и исторических знаний на русском языке. Развиваются навыки поисковой деятельности, отбора и работы с информацией. Учащиеся находят интересующие их тексты, переводят на русский язык. В завершении проекта учащиеся представляют в классе свои презентации и фильмы, материалы обсуждаются в классе.

Флешмоб по русскому языку также является неотъемлемой частью авторской образовательной программы, реализуемой в образовательном комплексе ,,Мхитар Себастаци”.  Предметный флешмоб – список заданий, тестов, логических задач, направленных на развитие мышления, поисковой деятельности, развитие творческих способностей выполняющих его. Педагогическая лаборатория учебного комплекса ,,Мхитар Себастаци” рассматривает флешмоб как средство повышения квалификации педагогических кадров, которые занимаются разработкой заданий флешмобов. Предметный флешмоб подразумевает участие в выполнении заданий разных людей, с разных мест, направлений, рода деятельности, но в одном и том же периоде и пространстве.

 В заданиях для 6-8-х классов акцент ставится больше на творческую, поисковую (найти в интернет-источниках историю появления какого-то слова, его семантики, как данное слово видоизменилось и дошло до нас и т.д.), логическую деятельность — головоломки, каламбуры, а также предлагаются задания на грамматику — синонимы, антонимы, омонимы, омографы, паронимы, задания на завершение рассказа своими словами, перевод слов и прочее. Предлагаются задания связанные с изучением фразеологизмов, пословиц и поговорок, былин и т.д.   

Предметный флешмоб координируется лабораторией флешмобов. Предметный флешмоб носит ежемесячный, повторяющийся характер и имеет свои стадии выполнения – подготовительная стадия (разработка заданий), стадия выполнения, стадия проверки, стадия обсуждения, стадия завершения.

Школьное радио и TV  как форма организации учебной деятельности

Еще одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание  школьного радио. Школьные радио образовательного комплекса ,,Мхитар Себaстаци” призваны объединять учащихся разных возрастов, родителей, учителей, учащихся разных школ, как рычаг выявления их творческих способностей и командной сплоченности. Работа по созданию школьных радиопрограмм – это увлекательный процесс, который помогает выявить творческий потенциал активных и талантливых учащихся. Школьное радио  помогает учиться грамотно говорить, интонировать, находить необходимую информацию из интернет-источников, брать интервью, редактировать тексты. Здесь реализуются такие виды речевой деятельности, как говорение и аудирование.  В процессе работ ребята, не отлучаясь от учебного процесса, обсуждают сюжет нового радио, распределяют роли. Именно таким образом происходит изучение истории той или иной эпохи, героя, личности, которых мы транслируем по радио. Это эффективное средство развития общего кругозора учащихся, в том числе и создание мостов между русской, армянской и зарубежной литературой.

 Школьное радио представляет события, происходящие в комплексе ,,Мхитар Себастаци”  в течение учебного года. В школьной среде радио является мощным образовательным инструментом, который способен помочь детям достигнуть целей их учёбы. Эта новая форма обучения предоставляет ученикам и их слушателям возможность высказываться, демонстрировать свои знания, делиться своими интересами и проблемами. Каждый радиовыпуск посвящён какой-то конкретной теме, какому-то событию, имеющему место в школе, в комплексе или же в мире. Каждый раз меняются ведущие и участники радиорепортажа. Участниками радиорепортажей могут стать также и родители учащихся. Заранее с детьми выбирается тема, готовится вступительное слово,  вопросы  к теме.

В школах комплекса ” Мхитар Себастаци” все большее развитие получает школьное телевидение, которое призвано стать важной частью единого информационного пространства учебного заведения. Необходимость создания школьного TV в образовательном комплексе ,,Мхитар Себастаци” вызвана современными требованиями информационной политики времени и потребностями школы. Для учащихся «Школьное TV” — возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала и таланта. Школьные ТV позволяют существенно расширить поле творческой деятельности учеников и объединяют их усилия по приобретению знаний. Работа над созданием трансляций позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре деятельности. Школьное TV призвано максимально быстро реагировать на те явления, которые актуальны в комплексе или в мире в целом.

Театрализованная деятельность

Сегодня с уверенностью можно сказать, что неотъемлемой частью современного школьного образования, как средства развития полноценно – мобильной, креативно настроенной личности ученика, должен стать компонент театральной культуры, который будет подразумевать непосредственное знакомство учеников со школьным театром как видом искусства, со сценой. Театральное образование на уроках руского языка занимает большое место. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, где он может не только донести до зрителя свою игру, эмоции, но и применить навыки владения русским языком. Используя выразительные средства, соответствующие характеру героев театрализованной игры и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его поняли все зрители.

Игра и пение как формы обучения

В игре младшие учащиеся учатся межличностному и групповому общению, учатся выбирать оптимальные языковые средства. В игре формируются способности соотносить свои действия с действиями других игроков, т. е. сотрудничать. Дидактические игры на русском языке применяются, прежде всего, для закрепления навыков аудирования, чтения, говорения . Дидактическая коммуникативная игра предполагает такую организацию совместной коммуникативной деятельности
преподавателя и учащихся, в ходе которой одновременно проявляются особенности речевого поведения школьников и формируются иноязычные коммуникативные умения. Игра улучшает разговорные навыки учащихся в любой ситуации, потому что практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с игровой ситуацией.

Одним из методов обучения русскому языку в образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» является пение. Альтернативность программы даёт преподавателям полную свободу выбора. При желании в рамках любого проекта на любую тему можно найти подходящую детскую песню. Это могут быть песни из старых, всем известных мультфильмов или же современные красочные мультипликационные ролики. Простые мелодии и повторяющиеся слова – всё это вкупе с привлекающим внимание видеоклипом на экране позволяет учащимся младших классов легче запомнить и усвоить новую лексику.

Общее утреннее занятие в образовательном комплексе- также компонент нашей авторской программы. С него начинается день себастийцев во всех школах комплекса. Оно длится 20 минут и предполагает следующие компоненты:

— совместное чтение стихотворений в соответствии с традиционными календарными днями

-народные и духовные песни

-народные совместные танцы

объявления, поздравления

Иногда песни поются и на русском языке, и это также является одной из форм организации учебного процесса, когда материал на иностранном языке подается в легкой, непринужденной формой, становится формой общей деятельности и так же легко усваивается.

Одной из основных альтернативных форм организации учебного процесса являются обязательные для всех медиапятницы, которые закреплены школьным учебным календарём. Медиапятницы носят еженедельный, систематический характер и направлены на развитие образовательного процесса комплекса «Мхитар Себастаци». Содержанием таких медиапятниц является этнографический компонент, литературные чтения, национальные танцы и песни, а также элементы региональных культур страны. На медипятницах может быть и компонент русской культуры: танцы, стихотворения на русском языке, небольшие театрализованные постановки.

Предмет по выбору “ Русский язык” как компонент авторской программы

Предмет по выбору “ Русский язык” в старшей школе рассчитан на учащихся продвинутого этапа обучения. Количество  часов в неделю- 4.

Цель курса- совершенствование коммуникативной компетенции в области говорения. Материал курса организован на коммуникативно-функциональной основе, способствует накоплению лексики, пополнению пассивного словаря и расширению активного. Темы подобраны по их социальной значимости, начиная с вопросов актуальных для отдельного индивида, затем семьи, общества и заканчивая глобальными проблемами. Учитывая уровень речевой подготовки учащихся, цели обучения, темы курса могут видоизменяться, предлагаться самими учениками и ситуацией, т.е. они могут самостоятельно отобрать круг обсуждаемых вопросов и обозначить подтемы для дискуссии.

Уроки строятся таким образом, что  2 часа отводится на обсуждения и беседы на основе прочитанных текстов публицистического характера, существенных и актуальных для ученика старшей школы, а 2 часа посвящается изучению/знакомству с современной российской прозой.

Тексты для обсуждений чаще всего предполагается брать и средств массовой информации, это эффективно, потому что подобные тексты  выступают как модели материала, на котором проводится работа по развитию речевых умений учащихся. Задания урока направлены на развитие языковой компетенции, которая необходима для формирования коммуникативно-речевых навыков. Каждый урок предполагает часть  “Ваше мнение”, которая способствует развитию навыков монологической и диалогической речи в ситуациях, связанных с высказыванием собственного мнения, оценкой, рассуждением, аргументацией, предполагает обсуждение в группе.

 Проектная деятельность — основной вид учебной деятельности в комплексе ”Мхитар Себастаци”. На уроках русского языка предлагаются  проекты, опирающиеся на учебный школьный календарь комплекса “ Мхитар Себастаци”.

Методическое описание метода проекта

Приоритетным направлением в обучении является   метод проектов, при котором в результате совместного творчества учащихся и учителей решаются определенные проблемы, значимые для учащихся и оформляемые в виде некоего учебного продукта: презентации, фильма, статьи и т.п. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.    Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих исследователей. Метод проектов очень эффективен, так как предполагает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, определяет необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, технологии, культуры. Учитель как руководитель проекта должен :

-учитывать , что проект должен быть интересным и посильным для выполнения;

— ориентировать на необходимые сайты и т.д.;

— вести подготовку учащихся к выполнению проектов и руководить им на всем протяжении до самого его завершения;

Предлагая проект, учитель формулирует проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, актулизирует новые знания, которые еще учащемуся предстоит приобрести. Учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, которому приходится переориентировать свою работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить конечный результат.

Распределяются задачи по группам или по участникам, обсуждаются возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений, начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Каждый участник проекта должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. Очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта. Задача учителя – проследить, чтобы в каждой группе  работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя.

В процессе работы учащиеся получают навыки поиска информации, её сравнения, классификации, установления связей, работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

— личных наблюдений;

— общения с другими людьми (встречи, интервью, опросы);

— работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием целям и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников, обобщает отдельные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

Далее-обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников или их сверстников (учебный материал, статья, видеофильм, звукозапись). Ученик в процессе работы над проектом обязательно использует ноутбук, интернет, различные компьютерные программы, обсуждает вопросы с учителем или остальными участниками проекта, самостоятельно формирует ход работы в соответствии с особенностями проекта. Любая форма презентации проекта также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности, изучают новые программы, работают со справочной литературой. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта. Исходя из этих критериев и оценивается каждый участник проекта.

Конечный результат проекта помещается в персональный блог каждого участника проекта, ссылка ставится на школьный сайт. В блоге учителя открывается раздел “ Проекты”, который постепенно пополняясь становится своего рода медиабиблиотекой учителя. Проект может не только стать интересным и нужным учебным материалом, который учитель может использовать каждый год и в других классах, его могут использовать и учителя других предметов, дополнять, реализовывая тем самым межпредметные связи.

Образцы проектов:

Проект «Время поэзии«

Целью проекта является объединение вокруг русской литературы учащихся и членов их семей, поощрение сотрудничества “родитель-ребенок”, воспроизведение прекрасных образцов русской поэзии.

Задачи проекта:

  • Развитие аудирования, чтения и говорения .
  • Развитие интереса к изучению истории  и возникновению поэтических жанров.

Участники проекта: все , кто любит русский язык и русскую литературу. Время поэзии способствует объединению учащихся разного возраста, родителей, учителей, учащихся разных школ, реализации их творческих способностей, создает условия, мосты и возможности для социализации, приобретения навыков работать в команде.

Основные направления работы участников проекта:

  • информационное
  • познавательное
  • творческое
  • развлекательное

Ход проекта:

  • Предварительное объяснение понятий «проза» и «поэзия». Особенности каждого.
  • Анализ нескольких стихотворений .
  • Знакомство с базовыми художественными тропами: сравнение, олицетворение, гипербола, аллегория, эпитет и пр. 
  • Выбор учащимися любого стихотворения из предложенного списка.
  • Ознакомление с жизнью и творчеством русских и зарубежных поэтов, прозаиков, драматургов
  • Обсуждение периодов в которых жили и творили авторы произведений русской и зарубежной литературы.
  • Представление стихов и произведений собственного сочинения
  • Чтение армянской и зарубежной поэзии и литературы в переводе на русский и обсуждение особенностей перевода.

Сложно преподавать современным подросткам Бунина в его классической академической интерпретации, но можно преподнести его в нескучной форме. Так, при прочтении и изучении поэзии можно начать с самого способа подачи материала, многим сложно читать стихотворение, но прослушать его зачастую кажется учащимся проще. После того как сложные слова объяснены (или ученики самостоятельно нашли объяснения), многие ознакомились с материалом, следует работа преподавателя, ему необходимо объяснить основную мысль текста, концепты, говорить с учащимися на понятном и интересном им языке.

Наилучшим примером сотрудничества «родитель-ребенок» являются исполнения Колледжа образовательного комплекса  Лили Рустамян и Милены Киракосян со своими матерями.

Следующим этапом может стать «проба пера», когда учащиеся, прочитав, проанализировав, поняв произведение, стараются создать нечто свое. Так поэзия органично становится областью «своей», где перестает существовать жесткая демаркационная линия читатель-писатель: каждый может попробовать свои силы, быть услышанным в аудитории.

Итогом этой формы работы является то,что :

  •  учащиеся более ответственно подходят к собственному образованию
  •  учащиеся приобрели навыки самообразования и стали более самостоятельными и ответственными
  •   такой вид обучение сделало учебный процесс более творческим и индивидуализированным

Межпредметные и межвозрастные проекты

Проект “ Территория возможностей

Участники проекта: учащиеся 6-х классов и студенты колледжа обр.комплекса

Цель проекта: ознакомить шестиклассников с большими возможностями комплекса, в котором они учатся.

Описание проекта:

Проект направлен на демонстрацию возможностей, которые дает образовательный комплекс со своими многочисленными мастерскими и лабораториями каждому учащемуся в соответствии с его интересами и предпочтениями. Любой ребенок имеет огромный потенциал, который можно развить и реализовать. Проект сотруднический со студентами колледжа, содержит составляющую “Обучающий обучающийся”, при котором сами обучающиеся становятся обучающими для других учеников комплекса. Студенты колледжа знакомят учащихся 6-х классов с мастерскими колледжа ( школой виноделия, швейной мастерской, гончарной мастерской , кино- фотошколой, лабораторией ухода за растениями) . Вместе они занимаются представляемой деятельностью, работают рука об руку, пробуют себя в разных сферах.  Вместе смотрят, красят, лепят и т.п., а в результате получается, что ребенок обучается во время интересной и продуктивной деятельности. Результатами проектов становятся разные видеоматериалыфильмы, рассказывающие о возможностях образовательного комплекса, творческих мастерских, в которых каждый может найти применение своим способностям и интересам.

Результами проектов становятся разные видеоматериалы, фильмы, рассказывающие о возможностях образовательного комплекса, творческих мастерских, в которых каждый может найти применение своим способностям и интересам.

 Посещение учебной фермы

Посещение швейной мастерской- учим технику батики

 Посещение школы виноделия

 Посещение гончарной мастерской

Проекты в соответствии со школьным календарем

В нашем комплексе действует особый учебный календарь. Он является неким путеводителем для преподавателей, а также связующим звеном между школами. Так, к примеру, повсеместно осуществляются проекты, посвящённые школе (в ходе проекта «Дни Себастаци»). В ходе выполнения проекта усваиваем лексику на тему «Школа и школьные принадлежности», рассуждаем над тем, чем наша школа отличается от других школ и т.д.. В марте все работают над проектом «Ода», который предполагает воспевание весны и мамы, над проектом ко Дням Ованнеса Туманяна (чтение и обсуждение с детства знакомых сказок и поэм на русском языке) и другие. Одновременная работа над совместными проектами в рамках одной и той же темы на уроках по разным предметам даёт учащимся возможность лучше погрузиться в тему, изучить её со всех сторон. Структура календаря может так же подвергаться изменениям в связи отдельными событиями и предметными проектами. Учителя русского языка комплекса  в течение года  осуществляют свою  деятельность, опираясь на учебный календарь.

Апрельские проекты

  • 1 марта – 9 апреля – «Ода маме»
  • 1 – 30  апреля – Сказки  Джанни Родари
  • 4 апреля — «Пасха»
  • С 22 апреля – 5 июня – «Общеобразовательный экотур»
  • С апреля по май – театральные постановки

Майские проекты

  • С 3-7 мая — «Майский слет»
  • С 24 -29 мая —  «Дни Республики»
  • С 24- 4-ого июня — «Четвертый учебный период»

Июньские  проекты

  • С 7 – 12 июня — «Бангладешский пленэр»
  • С 14 июня – 16 июля – Фестиваль скульптуры
  • Обязательное участие в переводческом смотре.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: